Формирование логического мышления у детей-дошкольников

Людмила 03/04/2013
formirovanie-logizeskogo-miszlenija

Необходимо определиться, что такое логика и что такое есть логическое мышление. Рассматривая понятие «логика» как термин, находим в словарях вот такое определение: Логика (греч. – раздел философии, «искусство рассуждения», «наука о правильном мышлении»). То есть, переводя буквально, логика – это мысль, речь, рассуждение. Знания приобретаются посредством разума, что определяет логику как науку о законах правильного мышления, а так как мышление осуществляется посредством языка в виде рассуждений, логика порой определяется как наука о методах доказательств, рассуждений и опровержений. Как наука логика не из чувственного умения, а из познаний изучает средства достижения истинности знаний.

Логическое мышление – это образ мыслительного процесса, способность и умение, при котором личность использует готовые понятия и логические схемы.

Каждый человек хочет добиться  в своей жизни определенных успехов и высот, а также, чтобы и их дети были успешны. Отвечая на вопрос: «А нужно ли оно, это самое логическое мышление?», каждый родитель должен понимать, что секрет большинства удачливых людей заключается не только в полученном ими образовании или в связях, а в умении логически мыслить, анализировать. Если у личности развито логическое мышление дополнительно с наличием у него воображения, то он априори способен мыслить творчески и также творчески подходить к поставленным перед ним задачам.

Очень важно приступить к  развитию логического мышления у ребенка еще до того момента, когда он пойдет в школу, тот есть в дошкольном возрасте. Невозможно родиться со сложившимся логическим мышлением, его нужно всячески развивать, ему необходимо учиться.

Что необходимо для эффективного развития у дошкольника логического мышления?

Требуется научить ребенка-дошкольника решать различные загадки и задачи, как стандартные логические, так и нестандартные головоломки. Так как это формирует у них логику, воображение и интеллект.

Развитие психологических качеств у дошкольника позволяет им легко усваивать полученные знания, использовать их для решения различных задач. Знания, которыми владеет ребенок при поступлении в школьное учреждение, не так важны, как важно его стремление к получению знаний, умение фантазировать, рассуждать, делать правильные выводы, логически мыслить и рассуждать.

Дети-дошкольники, прежде всего, ориентируются на то, что они могут увидеть. В их возрасте развивается мышление, называемое образным, то есть можно утверждать, что дошкольники еще не умеют рассуждать так, чтобы приходить к верному умозаключению.

Известный детский психолог Венгер утверждал, что образное мышление дает возможность ребенку усваивать типичные для его возраста знания, если они видят что-то, представленное в наглядном виде. При грамотной помощи взрослого развитие образного познания приведет дошкольника к усвоению логических законов. Отсюда следует, что на развитие способности ребенка-дошкольника решать логические задачи влияет развитие описательного моделирования.

Развитие через игры логического типа

Логические, стратегические игры были созданы для того, чтобы включать активное мышление, как говорится «поломать слегка голову» и найти верное решение. Благодаря таким играм развивается мышление, память и логика. И что немаловажно, это то, что все игры направлены на развитие логики – это не только полезно, но и веселое времяпрепровождение для детей дошкольного возраста.

Игры для развития логического мышления

formirovanie-logizeskogo-miszlenija1Сразу же следует отметить важнейшую логическую игру, развивающую память и мышление, сохранившуюся до современных дней – шахматы. Не зря же шахматы всегда называли игрой королей.

Созданы логические игры были еще в период древних времен. Например, история шахмат начинает свой путь предположительно в V-VI века нашей эры в Индии. Ее популярность очень быстро распространялась по миру, и эта игра стала одной из немногих, по которой проводят международные турниры.

Еще одна логическая игра, которую нужно учитывать в подготовке дошкольника – Реверси (др. название – отелло). Эта стратегическая игра считается сравнительно молодой, зародилась она в Великобритании в 1880 году. Потом реверси немного потеряла свою популярность, хотя она очень схожа с такими играми, как шашки и шахматы и по ней также устраиваются международные турниры.

Существует еще одна увлекательная настольная игра – Скрэббл. Игру изобрел архитектор Альфред Баттс в 1938 г. Во многих странах Европы и США по сегодняшний день регулярно проводятся чемпионаты между игроками в Скрэббл. Эта игра, помимо развития логики и мышления, увеличивает детский кругозор, а также развивает память. Однако в нее смогут играть только уже читающие дошкольники.

formirovanie-logizeskogo-miszlenija2Также желательно дополнительно использовать такие игры как «Пентамино», «Сложи квадрат», «Пифагор», «Куб-хамелеон», «Волшебный круг», «Уголки» и другие.

Существуют игровые упражнения, нацеленные на познавательное развитие процессов. Работа проводится по заранее подготовленным карточкам. Например, ребенку необходимо запомнить картинки, разложить их по группам: транспорт, одежда, еда и т.п., запомнить картинки по подгруппам: грузовой транспорт или пассажирский, летняя одежда или зимняя и так далее. Или вариант «выложить по памяти», «запомнить и повторить», в котором также применяются карточки с изображениями предметов или букв, которые выкладываются перед ребенком, затем перемешиваются и обучающийся должен воспроизвести предыдущий ряд в правильной последовательности.

Еще в обучении дошкольников широко применяются задачи логического типа, направленные на поиск и нахождение недостающих фигур, а также определения закономерностей. Например, определить какие фигуры отсутствуют, путем анализа каждого ряда, разложенных по горизонтали и вертикали геометрических фигур.

Вдобавок в тренировках необходимо применять игры-шутки, занимательные вопросы. Они направлены на быстроту реакции, на развитие внимания, нестандартного мышления, тренируют память. В данных загадках предмет анализируется с количественной, временной, пространственной точкой зрения.

formirovanie-logizeskogo-miszlenija3Например, разминка, направленная на развитие быстроты реакции.

Дедушка, который раздает подарки?

Из чего видно улицу?

Съедобный сказочный персонаж?

Какой день будет после сегодняшнего дня?

Нужно дополнить фразу.

Если песок мокрый, то...;

Девочка моет руки, потому что...;

Трамвай остановился, потому что...;

Если переходить дорогу на красный свет, то...;

Надо закончить предложение.

Пишет стихи... (поэт);

пишет музыку... (композитор);

стирает белье... (прачка);

варит обед... (повар).

Шутливые загадки:

  • Вышла курочка гулять, забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать и не может сосчитать. Сколько было всех цыплят?
  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было голубей?

Или такие шутливые вопросы:

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько в комнате углов?

Сколько ног у воробья?

Сколько глаз у светофора?

Решение разного типа нетривиальных задач у ребят-дошкольников способствует формированию умственных способностей: умению рассуждать и действовать, логике, пластичности мыслительного процесса, сообразительности, смекалки.

Степанова Анастасия, специально для сайта "Домохозяйки"

Введи свой e-mail и узнавай о новых темах первым!

прочитайте другие интересные статьи этой рубрики:

Вы можете оставить комментарий, или Trackback с вашего собственного сайта.

Комментировать

Google