Готовим руку ребенка к письму

Людмила 22/04/2013
gotovim-ruku-k-pismu

Подготавливать ребенка правильно сидеть при письме за столом и правильно держать ручку необходимо еще в дошкольном возрасте. С раннего детства родители дают малышу погремушки, играют в пальчиковые игры, лепят вместе из теста, пластилина, рисуют. Любые занятия, связанные с развитием мелкой моторикой рук помогут в школьном возрасте научиться красиво и аккуратно писать, не испытывая при этом  усталости и неприятных эмоций.

Как правильно держать ручку?

Очень важно, чтоб ребенок научился правильно держать письменную принадлежность. От этого зависит  и осанка, и зрение,  и состояние мышц руки. Нужно, чтоб пишущий предмет лежал на верхней фаланге среднего пальца, его положение фиксируется указательным и большим пальцами, при этом большой находится чуть выше указательного. В таком положении кисть опирается на средний, безымянный и мизинец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца примерно 1,5- 2 см. Конец ручки или карандаша должен быть направлен на плечо. Кисть свободно двигается, локоть лежит на столе и не отрывается при письме.

Чаще встречаются такие неправильные положения:

  • Ручка держится в кулаке, как вариант всеми пальцами сразу, или же зажата между  большим и указательным, или же лежит правильно на фаланге среднего, но большой палец при этом ниже указательного;
  • Пальцы руки расположены слишком близко или слишком далеко от стержня;
  • Конец ручки направлен либо от себя, либо в сторону;
  • Кисть руки напряжена и жестко зафиксирована;
  • Слишком сильный или наоборот слабый нажим;

gotovim-ruku-k-pismu1Ребенок не должен поворачивать лист бумаги при рисовании или штриховке, направление меняется только кистью руки. Рисование слишком маленьких предметов может быть характерно для жесткой фиксации кисти.

Это легко проверить, попросив изобразить окружность среднего размера, примерно 3-4 см в диаметре. При неправильном положении кисти получится овал, или слишком маленький круг, возможно рисование фигуры за несколько шагов, поворачивая лист или передвигая руку.

Обнаружить неправильное положение необходимо как можно раньше, это сильно упростит процесс исправления. Есть несколько простых и удобных приемов для выработки навыка правильного письма.  Например, еще раз объяснить ребенку, где должна лежать ручка и отметить на фаланге среднего пальца точкой это местоположение.  На самой ручке или карандаше нарисовать черту, за которую не должен опускаться указательный палец. Без отрыва руки рисовать крупные фигуры, занимающие примерно треть обычного альбомного листа бумаги.

Задания для подготовки руки ребенка к письму

Если у ребенка есть проблемы с мелкой моторикой рук, то и навык письма, скорее всего, будет сформирован неправильно. Для развития  рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • Лепка из глины, пластилина, теста – разминание, раскатывание, отщипывание поможет ребенку укрепить и развить мелкие мышцы пальцев;
  • Катать каждый пальцем по очереди мелкие шарики или бусинки;
  • Нанизывать пуговицы и бусины на нитку.
  • Мять поролоновую губку;
  • Завязывать узелки на веревках и шнурках;
  • Складывать оригами, резать ножницами бумагу, тонкий картон, материал;
  • Хлопать в разном темпе и с разной громкостью в ладоши.

gotovim-ruku-k-pismu2Раскрашивание карандашами – пожалуй, самый просто и эффективный способ подготовить руку к письму. Ребенок  с удовольствием будет заниматься, раскрашивая наиболее понравившиеся картинки. При этом можно отработать правильную постановку и научиться контролировать силу нажима. Необходимо объяснить ребенку, чтоб не оставлял на картинке белых мест и не выезжал за контур.  Такое раскрашивание поможет в тренировке мелких мышц руки, а движения станут более скоординированными и сильными.

Чтоб укрепить двигательный аппарат пишущей руки рекомендуется больше штриховать. Штриховка развивает у ребенка согласование действий двигательного и зрительного анализаторов. А кисть руки совершает такие же движения, как при письме.  Очень удобно при этом контролировать правильное положение пишущего инструмента, положение листа, осанку, ведь ребенок почти не устает, выполняя такие простые задания. Тренировка мелкой мускулатуры кисти руки заключается в выполнении штриховки различного вида:

  • Длинными параллельными линиями;
  • Мелкими штрихами с возвратом;
  • Короткими  частыми штрихами без отрыва;
  • Штриховка по кругу из центра рисунка.

Для тренировки прописных букв рекомендуется предложить ребенку копирование узоров через прозрачную или копировальную бумагу. Лучше использовать образцы с плавными изогнутыми линиями, похожими на буквы.

Выполнение этих несложных заданий (по 15-30 минут в день)  поможет  ребенку в дальнейшем довести правильную постановку руки до автоматизма и преодолеть технические трудности письма.

Екатерина Лян.

 

Введи свой e-mail и узнавай о новых темах первым!

прочитайте другие интересные статьи этой рубрики:

Вы можете оставить комментарий, или Trackback с вашего собственного сайта.

Комментировать

Google